Виноделы по всему миру зачастую используют в наименовании своей продукции различные термины из мира музыки. По словам винного эксперта, преподавателя школы вина «Энотрия» Сергея Смолина, в процентном соотношении подобные названия можно встретить нечасто, но, «поскольку вин в мире очень много, то примеров использования музыкальных терминов в названиях — сотни, если не тысячи».
Так, например, вино от винодельни Martin Codax названо Organistrum — в честь старинного названия колесной лиры — органиструм. Кстати, сама винодельня получила свое название в честь самого известного галисийского трубадура Мартина Кодакса. Вино другого производителя — австралийской винодельни Henschke — было названо Keyneton Estate «Euphonium» Shiraz. Именно так называется духовой инструмент — эуфониум.
Также в названиях вин используют музыкальные жанры. Например, серия вин от Kovacs Nimrod, которые названы Dixie, Jazz, Bluez. Или вино Boogie от Szolo Pince. По словам Смолина, есть вина, названия которых — это буквально музыкальные термины: Szinkopa от Anonym Pince, Fugue de Nenin от Chateau Nenin или Lambrusco Concerto от Medici Ermete.
Как объяснила музыковед, проректор Российской академии музыки им. Гнесиных, музыкальный психолог Дина Кирнарская, то, что принято называть музыковедческими терминами, как правило, слова итальянского языка. Она отметила, что музыковедение в целом не является закрытой областью, а слова, которые в нем используются, можно назвать универсальными.
«Аллегро, виваче, тутти — это обычные слова итальянского языка, которые обозначают какие-то понятия в музыке. При этом они не воспринимаются как специальные термины. Это универсальный язык, который может использоваться как в музыковедении, так и в виноделии и других областях», — говорит она.
Этого же мнения придерживается Сергей Смолин. Он также отмечает, что профессиональная терминология в музыке и виноделии вряд ли пересекается, однако, когда речь заходит об описании вина, можно услышать характеристики, которые могут описать и музыкальное произведение.
«Многие блогеры и эксперты любят использовать весьма широкую палитру музыкальных терминов для описания стиля вина, чего уж говорить о виноделах. Венсан Лефлев, к примеру, сравнивал Puligny-Montrachet Les Pucelles с Моцартом, а Batard-Montrachet — с Бетховеном. Некоторые виноделы даже включают музыку в погребах или на виноградниках», — добавил эксперт.
И музыка, и вино влияют на сферу ощущений человека. В этом плане они способны воздействовать на организм в равной степени, считает Дина Кирнарская.
«Связь между музыкой и напитками, безусловно, есть. Например, мы говорим о резкости, мягкости, терпкости или подобных категориях, которые относятся как ко вкусам, так и к звукам. Может быть резкое звучание и резкий вкус. Все категории, которые относятся к сфере ощущений, могут использоваться как в музыке, так и в виноделии», — говорит она.
По словам Сергея Смолина, наличие параллелей между вином и музыкой не говорит о наличии между ними какой-то математической корреляции, однако между этими сферами можно построить множество аналогий.
«И музыка, и вино невероятно разнообразны. И то и другое может быть массмаркетным, а может — артхаусным, экспериментальным, элитным (в значении «не для всех»). И то и другое — искусство, с историей, уходящей на многие века, если не тысячелетия в прошлое. Музыка и вино могут приносить удовольствие даже неискушенному потребителю, но есть жанры, которые по-настоящему раскрываются только тем, кто посвятил немало времени изучению темы», — говорит он.
Смолин приводит в пример музыкальный концерт, на который могут прийти меломан и человек, неискушенный в музыке. Оба слушателя будут воспринимать музыку по-разному, исходя из личных предпочтений, особенностей и музыкального опыта. Ровно так же происходит и с восприятием вина.
«То, как мы воспринимаем и музыку, и вино, зависит от нашего бэкграунда, от настроения, от места, от компании, в конце концов. И это — только поверхностное сравнение, в действительности общего у этих двух миров куда больше. Попробуйте как-нибудь устроить вертикальную дегустацию вин в сопровождении музыкальных композиций любимых жанров тех же лет, что и года урожаев. Поверьте, это будет особый опыт», — говорит он.
В 2022 году Master of Wine Сьюзан Лин провела эксперимент. Группе, состоящей из 71 человека, в число которых входили непрофессиональные дегустаторы, сомелье и специалисты винной отрасли, было предложено дегустировать вино под сопровождение из произведений классической музыки. Всего было отобрано четыре произведения, а пятая дегустация проходила в тишине.
Лин использовала в качестве сопровождения третью часть Allegro giocoso, ma non tanto Концерта для скрипки с оркестром Брамса, «Светский танец» Дебюсси, раздел «Прогулка» из цикла «Картинки с выставки» Мусоргского и финал сюиты «Карнавал животных» Сен-Санса. При этом на каждой дегустации подавали одно и то же вино — Veuve Clicquot Brut NV Yellow Label.
Большая часть участников эксперимента (70 из 71 человека) не смогли понять, что им предлагали одно и то же вино. Единственный дегустатор, который смог понять, что напиток в бокале не менялся, отметил, что под классическую музыку шампанское казалось гораздо лучше.
«При дегустации в тишине шампанское воспринималось как наименее понравившееся, наименее игристое, наименее фруктовое, наименее насыщенное и наименее сложное», — цитирует Лин Decanter.
При этом Лин говорит о том, что чем больше человеку нравится музыка, под которую проходит дегустация, тем лучше он оценит вино, которое он пробовал. Вспоминая собственный опыт, она рассказывает о том, как пила вино Corbieres под музыку и без. «Это было прекрасное простое вино. Позже тем вечером я поставила аргентинского композитора современного танго. Внезапно оно стало более пряным, плотным и многослойным», — говорит она.
Сьюзан Лин также подчеркивает, что музыка, подобранная под конкретное вино, может стать инструментом маркетинга. В качестве примера сочетания музыкального ряда со вкусовым она приводит McDonalds с их знаменитой темой.
Аналогичный по тематике эксперимент проводился в 2016 году под руководством Чарльза Спенса, профессора экспериментальной психологии Оксфордского университета. Ученый пришел к выводу, что люди сопоставляют внешние ощущения со вкусами, которые ощущают.
Испытуемым предлагали назвать музыкальные ассоциации к сортам «мальбек» и «совиньон блан». В первом случае был назван орган, во втором — арфа. При этом звук, который сопровождает дегустацию, по мнению Чарльза Спенса, может изменить и восприятие вина. Например, если вы слушаете мощную и тяжелую музыку, это сделает вкус вина более мощным и тяжелым, если вы слушаете мягкую музыку, вкус вина будет соответствующим.
Читать «РБК Вино» в Telegram
